О том, что сейчас происходит в отрасли рассказал директор АВВУ Сергей Петренко

 

 

 

- Сергей Степанович, что сейчас происходит на рынка вина? Упали или выросли объемы производства вина в этом году по сравнению с прошлым?
- В этом году, при всей сложности экономической ситуации и при резком падении покупательской способности населения, рынок отечественного вина (по результатам 10 месяцев текущего года) вырос на 5.9 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Всего по итогам 10 месяцев 2009 года было произведено 18,832 млн. дал тихих вин (данные Госкомстат), показатель аналогичного периода 2008 года, когда было - 17,781 млн. дал (данные Госкомстат). Хотя внутри разных ценовых сегментов винодельческой продукции ситуация очень неоднородная. Мы имеем существенное перемещение потребительского спроса из верхнего ценового сегмента в средний и средний минус. Предполагаемый объем рынка тихих вин в 2009 году в физическом объеме 20-22 млн. дал.

- Как кризис повлиял на отрасль? Изменились ли предпочтения потребителей?
- Как это ни парадоксально, кризис положительно повлиял и на отрасль в целом, и на большинство производителей в частности. Выиграл от этого и потребитель: ужесточилась конкуренция между производителями. Кризис заставил их обратить внимание на качество продукции и на модернизацию своего производства, как первичного, так и вторичного. На первое место рынок поставил соотношение цена/качество. Многие производители быстро отреагировали на снижение покупательской способности украинцев. Производители были вынуждены снизить цены на свою продукцию, при этом в большинстве случаев качество вина не пострадало. Также на рынке появилось новые линейки известных брендов.

 

Что касается перераспределения потребительского спроса внутри разных сегментов тихих вин, то существенных изменений мы здесь не видим. Как и в 2008 году, продолжает увеличиваться объем потребления столовых вин и сокращается потребление крепленых, несколько сократилось потребление марочных вин. Что касается ценовых сегментов рынка, то в 2009 году при общей тенденции к увеличению продаж тихих вин резко уменьшились продажи вин среднего плюс и верхнего ценовых сегментов (т.е. вин по цене выше 25 гривен).  В 2008 году 50 % продаж отечественных вин было произведено в "среднем-минус" и "среднем" ценовом сегментах, 40-45% продаж в "среднем плюс", 5-6% в VIP-сегменте. В 2009 году доля самого низкого ценового сегмента увеличилась на 6-8%, а "среднего" и "среднего-минус" приросла приблизительно на 20%.

- Если рассматривать отечественное виноделие в контексте импорт/экспорт в 2009г., какие основные факторы повлияли на ввоз/вывоз винодельческой продукции?
- Согласно последних официальных данных, которые мы имеем, - за сентябрь 2009 г., импортная составляющая на украинском рынке тихих вин колеблется в пределах 22% (бутылированых и в виде виноматериалов). Это намного выше чем в прошлом году. В 2009 мы вплотную приблизились к так называемому критическому уровню импорта. Единственное, что спасает сегодня украинский рынок вина, - это ценовое соотношение гривна\евро или доллар. Пока это соотношение играет на руку отечественным виноделам. Если говорить об экспорте вин из Украины, то он увеличился. Это увеличение произошло, в основном, из-за увеличения спроса на наши виноматериалы в России и странах постсоветского пространства.

- Недавно были приняты минимальные розничные цены на вино на уровне 12 гривен. Как это повлияло на отрасль? Считаете ли Вы уровень МРЦ обоснованным? Хорошо ли это для отрасли в целом, для потребителей и производителей в частности?
- Введение минимальной цены на уровне 12 гривен за бутылку вина 0,7 л и 12 гривен за 1 литр вина в другой упаковке - это компромиссное решение. Победой в этом вопросе стало то, что нам удалось принять такие же условия продаж для винных напитков. Эту продукцию сложно назвать вином. Именно к этим напиткам в последнее время было наибольшее количество претензий, именно их выдавали за некачественные или как часто говорили «фальсифицированные» вина. Их качество хуже, градусность выше, а цена намного ниже. Эти условия создавали неравные конкурентные условия для вина и винных напитков. И именно благодаря нашей ассоциации стало возможным наведения порядка в отрасли. Сегодня вопрос о некачественной продукции практически снят и при этом не создается преимуществ для иностранных, в частности молдавских, производителей и импортеров, а также не возникнет перераспределение рынка в пользу раскрученных брендов, выпускаемых крупными алкогольными холдингами с большими маркетинговыми бюджетами. С экономической точки зрения за 12 гривен сегодня в Украине можно произвести качественное натуральное вино. Введение МРЦ будет серьезным испытанием для многих виноделов, которые работают в нижнем ценовом сегменте. Конкуренция среди вин по цене 12-15 гривен станет очень жесткой. Многим, возможно, и не удастся удержаться на рынке. Сегодня уже не будет возможности у производителей завоевывать покупателей с помощи демпинга. Сейчас путь к потребителю один – качество. Украинцы выберут то, что лучше. Следовательно, можно сделать вывод: от введения МРЦ на уровне 12 гривен выигрывают и потребители, и производители, и ритейлеры. Потребитель получает натуральное вино хорошего качества, ритейлеры – возможность выбрать и представлять зарекомендовавшие себя бренды, а производитель может рассчитывать на возможность увеличить инвестиции в развитие виноградников и производства. 

- Ваши прогнозы на 2010 год?
- Прогноз для нас - дело очень неблагоприятное. Слишком много факторов, которые влияют на отрасль. Если мы можем попытаться спрогнозировать погодные условия или урожайность, или разработать концепцию развития отрясли и спрогнозировать потребительский спрос, то построить прогноз, на каких условиях нам дадут возможность работать после присоединения Украины к зоне свободной торговли с ЕС, мы не можем. 

Во-первых сложно спрогнозировать внешнюю политику нашего правительства. Сейчас нам наши европейские коллеги пытаются навязать такие условия производства в Украине отечественных вин, при которых будет возможно разливать в бутылки только то, что не нашло спроса в Европе, а об отечественном виноделии можно будет забыть. Если вспомнить слова Льва Сергеевича Голицына, основоположника отечественного виноделия «вино - это продукт местности» со своим уникальным вкусом, характерным именно для этого региона, то украинского вина у нас может уже и не быть.


Кроме внешних факторов есть еще очень сложные моменты внутренней политики, - это борьба рынков и государственное регулирование отрасли. Мы прекрасно понимаем, что в период кризисов обостряются экономические войны между смежными рынками. Для нас смежным рынком есть рынок крепкого алкоголя. Виноделам очень тяжело противостоять против мощной финансовой и политической машины, которая работает на водочный бизнес, очень тяжело, но все же возможно.

Поэтому говорить об объемах на 2010 года сейчас вообще невозможно. Они могут быть очень сильно обусловлены ужесточением государственного регулирования, к примеру, увеличением ставок акцизного сбора на натуральные крепленые и десертные вина - до 34 гривен за 1 л 100-процентного спирта, то есть до уровня ставок, действующих для крепкого алкоголя. Сегодня такие действия инициируют отдельные представители крупных алкогольных холдингов.

Нетрудно вспомнить 2004 год. Тогда подняли акцизы на плодово-ягодные вина в 10 раз (для примера: сейчас предлагают повысить акциз в 68 раз). В результате на протяжении двух лет исчезло отечественное плодово-ягодное виноделие. И все бы ничего, - но еще через пару лет отечественное содоводчество также исчезло. Оказывается, плодово-ягодное виноделие было ключевым элементом в выращивание фруктов! Сегодня мы едим польские яблоки, турецкие груши и вьетнамские сливы. Это только небольшой пример сложности прогнозов в сельском хозяйстве.

Для примера мы можем проанализировать только один механизм госрегулирования рынка – повышение акциза на крепленые вина или уравнивание налогообложения акцизным сбором натуральных десертных и крепленых вин с крепким алкоголем. Это приведет к негативным последствиям для всей винодельческой отрасли: во-первых, к существенному удорожанию самих десертных и крепленых вин, в результате чего потребитель перейдет на водку, а производство этих вин серьезно сократится. Во-вторых, это приведет к серьезному удорожанию сухих, полусухих и полусладких вин. Производство крепленых вин - одно из составных частей виноделия. Если исключить самый рентабельный элемент виноделия, резко повысится стоимость остальных составляющих – столовых и марочных вин. При условии снижения покупательского спроса это приведет к сокращению производства отечественных вин и социальному кризису в винодельческих регионах. Поэтому спрогнозировать рынок отечественных тихих вин сейчас вообще невозможно.


Но виноделы все же оптимисты и всегда надеются на лучшее. Мы надеемся, что у нас хватит и сил (в отрасли занято сотни тысяч человек) и умения отстоять отечественное виноградарство и виноделие и удержать в мире статус винодельческого государства. Хватит сдавать свои позиции!

Беседовала Оксана Дейнеко